Содержание
Невозможно узнать Крым, если не побывать в Чуфут-Кале – об этом говорят многие путешественники. Даже если вы уже знаете, что такое пещерные города, этот приведет вас в полный восторг.
Расположенный в 2,5 км от Бахчисарая, этот город представляет собой один из самых хорошо сохранившихся памятников средневековой истории. Гордая и неприступная крепость спасла в свое время немало жизней. Более того, интересна сама постройка, ее архитектура и невероятная атмосфера, сохранившаяся тут до наших времен.
История пещерного города Чуфут-Кале
История Чуфут-Кале совершенно необычна. Название переводится как «еврейская крепость», что уже наводит на размышления – откуда в Крыму такие сложности. Но дело в том, что обустроено поселение было караимами – группой последователей религии караизма, что трактуется как иудаистская секта. Поселившись на этих местах в XII веке, караимы расширили поселение, укрепив его со всей возможной надежностью. Чуфут-Кале был столицей, главным центром этнической группы.
Очень интересно, что караимы были полностью равны в правах с православным христианами, имели свободы и привилегии в отличие от евреев, живущих в западных губерниях – там налагался жесткий ряд ограничений. Караимы могли покупать земли, не облагались такими непомерными налогами и поэтому становились зажиточными промышленниками, владели землей.
Возникновение Чуфут-Кале датируется V-VI веками, тогда этот город назывался Фулла. Населяли его в основном аланы, затем город заняли золотоордынцы и украсив ворота драгоценными камнями, переименовали селение в Гевхер-Кала. Недолго просуществовав в качестве оплота Золотой Орды, город в 1299 году отходит ногайской армии, которая не только успешно захватила земли, но и разграбила город до основания. И только XIV век приносит небольшое затишье в местность, когда сюда приходят караимы и понемногу начинают заселять земли и город. Когда Крымское ханство вступило в эпоху своего могущества, Чуфут-Кале был уже почти полностью заселен караимами. Но это не помешало Хаджи I Герею сделать из города официальную ханскую ставку и перенести сюда главную столицу.
И тут на исторической сцене появляется женская фигура. Джанике-Ханым была одной из дочерей Тохтамыша и зарекомендовала себя как мудрейшая правительница, совершившая поездку в Мекку. Именно она предоставила в городе убежище мятежному хану, что позволило ему долгое время отражать нападки крымских эмиров. Но вскоре благодетельница умирает и Хаджи I Гирей начинает искать защиты у литовских князей, а пещерный город Чуфут-Кале окончательно переходит под власть Крымского ханства.
Тут остается жить совсем немного караимов и крымчаков. На жителей накладывается запрет покидать город и селиться где-то еще, так селение постепенно превращается в своеобразную тюрьму. Тут содержались очень высокопоставленные военнопленные, а также расположился государственный монетный двор – хорошие укрепления города и малая доступность позволяли не бояться ограбления и нападений.
После того, как территории Крыма присоединились к России, все ограничения с жителей были сняты, теперь караимы могли свободно перемещаться и понемногу переселились в другие города. Пещерный город Чуфут-Кале постепенно опустел, крепостные стены начали ветшать, и через некоторое время тут можно было найти только семью смотрителя. Храня верность выжженному плато до самого конца, караимы все же не смогли выдержать всех тягот жизни и окончательно покинули эту местность.
Вот так и закончилась могущественная столица: ее не захватили, не разрушили орды воинов – она зачахла сама. Обезлюдела и понемногу захирела. Сегодня тут много развалин, но все же есть отлично сохранившиеся постройки, по которым можно судить о размахе крепостных стен, народонаселении и грозной мощи караимов, населявших Чуфут-Кале в период его расцвета.
Крепость Чуфут-Кале, что смотреть?
Начинать осмотр стоит с Кучук-Капу, это Малые ворота, которые еще называют Южными. Подниматься к ним придется мощеной дорогой, изрядно разрушенной, однако от этого не ставшей менее сложной. Увидеть Кучук-Капу с дороги не получится, это ворота тайные, практически не видные, пока на них буквально не наткнешься.
Массивнейшие двери из дуба были в свое время обиты прочным железом и составляли часть фортификационного сооружения – примыкавшей к ним оборонительной стены, выложенной из глыб необработанного камня. Скреплено все известковым раствором, который под весом времени и тяжести камней превратился в монолит. Толщина стены составляла до 1 м, высота до 5 метров, а верхняя часть стенового элемента еще и оснащена бойницами для лучшего прицела и стрельбы из ружей.
Эти ворота – настоящая ловушка для неприятеля: подход к ним прикрывает оборонительная стеновая кладка, идущая под самой стеной, и получается, что армия приближалась к воротам боком – незащищенной стороной, что давало возможность оборонителям поливать неприятеля кипятком, засыпать камнями и стрелами.
Пробить ворота просто так не получится из-за крутого спуска перед входом и крутого поворота пологой тропы. И даже если неприятель врывался в ворота, то тут же попадал в узкий скальный коридор, специально прорубленный для того, чтобы пасть под обстрелом защитников.
Пещеры
Обязательно стоит осмотреть десяток пещер, располагающихся перед стеной в три яруса – это самые старые сооружения. А вошедших в ворота путников встретят еще пещеры вдоль всей дороги, также образующие несколько ярусов. Интересно, что все 32 пещеры имеют явные отличия в архитектуре, отделке и качестве. Проходя их, начинаешь понимать, что особого плана у строителей и не было, цели и хозяева пещер разные, а если немного присмотреться, то в скале становятся заметны остатки ступеней, когда-то эта лестница, видимо, соединяла все пещеры.
Вот что совсем не сохранилось, так это усыпальница и церковь с росписью по стенам. О том, что тут была такая, остались упоминания в литературе, но найти сегодня хотя бы какие-то краски уже невозможно. Как говорят историки, вероятно, пещера, где находилась церковь и усыпальница, впоследствии использовалась как часть оборонительного сооружения и потому была перестроена, разграблена. А вот если пройти тропинкой через материковую скалу, то можно оказаться у западной части города.
Караимские кенассы
Караимские кенассы – это настоящее чудо, доступное сегодня осмотру путешественников. Чтобы увидеть кенассы – храмы, нужно пройти по другой улице, а лучше сразу выйти на южное плато. Тут слева располагаются руины строений, а вот справа проходит ограда, которая как раз и закрывает Большую кенассу, выстроенную в XIV веке и Малую, возведенную в XIII веке. Интересно, что второй храм строили караимы, приехавшие из Мангула и захватившие с собой строительные камни. О том, что кенассы выстроены именно караимами говорят голосники – это приспособление, одинаковое в обоих храмах, уже не применялось населением, жившем на территории Крыма в те времена.
Обе постройки расположены за стеной, где вырезана калитка с порогом из плиты белого мрамора, возраст которой намного древнее пещерного города. Большая кенасса дополнена каменным резервуаром, находящимся рядом с оградой. Небольшой слив из чаши дает основание предполагать, что это миква для совершения ритуальных омовений, обязательных перед входом в храм. А маленькие ниши со скамейками, видимо, служили верующим местом ожидания времени молитвы.
Построенную малую кенассу историки относят к тому времени, когда община караимов уже выехала из Мангула и полностью переселилась в пещерный город Чуфут-Кале. Оставляя нажитое, караимы на своих плечах вывезли не только строительный камень, но и все оборудование для храма, который предполагалось возводить на новом месте. Простота и скромные размеры Малой Кенассы говорят о ее повседневном предназначении. Тут проводились ежедневные молитвы, собрания общины. Важнейший факт: все решения принимались караимами сообща, однако главное слово оставалось за духовными наставниками.
Большая (Сборная) кенасса служила исключительно для торжественных событий – праздничных служб. Представляя из себя базилику, которая обнесена колонной галереей, украшенной арками, кенасса имеет украшения из рельефных розеток. Общее устройство похоже на все синагоги, какими они были и остались со времен Иерусалимского храма: вход с азаром, где собирались вожди общины перед тем, как начать службу или для обсуждения каких-то религиозных вопросов.
По некоторым остаткам можно воссоздать убранство храма. Входить сюда было нужно без обуви, внутри на полах лежали ковры, а потолок был украшен шикарными люстрами из меди и хрусталя. Сегодня от них остались только кольца для крепления. Знаменитые голосники (кувшины для акустических эффектов) монтировались в стенах, а полки и шкафчики хранили утварь для церемониала.
* Первое помещение предназначено для стариков, людей в трауре – им было разрешено сидеть во время молитвы.
* Балкон с обособленным входом был местом для женской половины общины.
* Второй зал отводился для прихожан-мужчин, тут они дважды в сутки совершали на коленях или стоя молитвы.
* Третий зал для алтаря-гехала, где находилась главная святыня кенассы – Тора, вызолоченные доски с изображениями Иеговы, семисвечник и два яйца страуса.
Немного более простым, но абсолютно похожим было убранство Малой кенассы. А вот осмотрев их можно выйти на двор улицы и увидеть сохранившееся здание типографии, дата открытия которой 1731 год. Считается, что это одна из древнейших типографий и в Бахчисарайском музее есть книги, вышедшие отсюда.
Водосборный колодец
Водосборный колодец – это скорее дань терпению человеческому, чем архитектурная новинка. Известно, что в Чуфут-Кале всегда была проблема с водой, поэтому людям пришлось думать о том, как запасать влагу, стекающую с гор и падающую с неба. Резервуар, который прорубили в Чуфут-Кале – колодец, собиравший абсолютно любой поток влаги, все подходы выстроены так, что дождевые струи, собиравшиеся в ручейки даже у средних ворот все равно оказывались внутри чаши. Рядом с колодцем есть пара отстойников, тоже высеченных в камне, где вода отстаивалась и становилась пригодной для нужд общины.
Мнение о том, что единственный источник водообеспечения Чуфут-Кале колодец – не совсем верное, воду сюда доставляли из окрестных источников, привозя ее на ослах.
Мечеть Чуфут-Кале
Если немного пройтись в направлении северо-запада, то можно увидеть руины знаменитой мечети Чуфут-Кале. Руины мечети сегодня представляют интерес в основном для археологов, но только представьте, как это было: изящная постройка из мрамора, ослеплявшая красотой.
Проконесский мрамор использовался всегда только для самых значительных сооружений – мечеть как раз относилась к таким. Выполненная в стилистических особенностях ранне-византийской архитектуры, мечеть была оснащена капителями, но интереснее всего то, что ориентацию строения поменяли! Восточная стена лишилась арочного полукружия, став глухой, а вот южная дополнилась нишей. Годом строения мечети принято считать начало XIV века, в период правления Джанибека, а немного позднее Хаджи-Гирей реконструировал строение и сделал над входом надпись для потомков.
А вот гробница Джаныке-Ханым сохранилась довольно неплохо. Находится она немного ближе к обрывистому берегу и мавзолей очень хорошо выдержал натиск времени и природных стихий. Монументальное строение в форме восьмигранника представляет собой прекрасный образец сельджукской архитектуры.
Украшенные филигранной резьбой ребра, портал, арочный вход и, конечно, надгробие с арабской надписью – все это производит потрясающее впечатление на путешественника. Джаныке-Ханым – не только дочь великого Тохтамыша, но и супруга Едигея – очень могущественного ногайского эмира. Отличаясь рассудительностью, добротой и непреклонностью, эта женщина была единственным шансом на то, что потомки Едигея будут править степью.
Но, к сожалению, Едигей оказался слабым и перебежал к Тимуру – правителю Самарканда. Тохтамыш убивает мать Джаныке-Ханым и тем самым разрушает отношения с дочерью.
Совсем скоро женщина остается старшей в роду Тохтамыша и берет на себя правление кыркорским бейликом. Остается только удивляться уму и проницательности этой «слабой» женщины, сделавшей ставку на чингизидов, поддерживающих идею создания независимого Крымского Ханства, которое, в конце концов, и воцарилось в этих землях надолго. Имя Джаныке-Ханым обросло легендами, о ней слагали песни и говорили, что многие прославленные мужи добивались внимания красавицы, но ни один из них не блистал умом и не мог встать рядом с прославленной дочерью знаменитого Тохтамыша.
Ворота Орта-Купу
Когда мавзолей останется позади, взгляду путешественников предстает Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Купу. Особо примечательного в строении нет ничего: пять метров толщины – внушительная мощь стены, которая располагалась на плато от одного края до другого.
Так возникает Старый и Новый города, причем планировка считается весьма сложной для того времени. Стена не была монолитной и состояла из двух частей по 60 м протяженности, в месте стыковки находятся Средние ворота (Орта-Купу). Интересно, что изначально постройка представляла собой «слоеный пирог»: внешний слой из известняковых глыб высотой до 8 м и толщиной сначала 5 м, а потом 10 м.
Затем шел ров длиной 65 метров, полностью прорубленный в скальном основании. Ширина рва 4 метра, глубина более 2 метров и когда эта ниша наполнялась дождевой водой, это было весьма сложное для пересечения сооружение. Ров немного не дотягивал до северного обрыва, замыкаясь вылазной калиткой, которая была незаметна для врагов.
Мало того, калитку тоже огородили рвами малого формата, «всего» по 12 метров. Как бы ни была хороша Средняя стена, после строительства Восточной, она стала ненужной, однако пространство послужило для расширения строительства и именно тут появляется целый пещерный ансамбль Чауш-кобасы.
Чауш-кобасы – это совсем не тюрьма, как думают некоторые туристы, это как раз та самая пещера, по которой можно судить о богатстве зажиточных караимов. Огромное и довольно мрачное сооружение было подвалом очень богатой семьи. Немного внимательнее просмотрев сооружения, становится понятно, что нижнее – это спальные залы и хозяйственные зоны с высотой потолка более трех метров, а вот верхнее – это парадные залы с неплохим видом из окна (на балку Ашлама-Дере) и высотой потолка 3,5 метра. Причем верхнее помещение «скромнее» нижнего по площади, всего 48 квадратов по сравнению с 75,5 м2. Неплохая «квартира» для одной семьи!
А вот тюрьма находится чуть дальше, почти на краю обрыва. Представляя собой огромное помещение с парой маленьких окошек, это настоящий каменный мешок. Было всего два уровня: верхний и нижний. Вверху содержались, видимо, временные заключенные, а вот вниз отправлялись более серьезные узники. Малый нижний зал имеет маленькое отверстие, выполняющее роль окна, откуда происходит приток воздуха и света. Запор был только вверху, низ же перекрывался помостом из дерева.
Считается, что тюрьма предназначалась для высокопоставленных заключенных, за которых можно было получить неплохой выкуп. Известно, что в разное время тут побывали литовский посол, гетман Потоцкий, Василий Грязной, князь Ромодановский, даже В.Б. Шереметев не избежал участи. Продержали воеводу чуть менее года и только потом решили начать дипломатические обсуждения выкупа. За это время власть поменяли 4 хана, каждый из которых выдвигал свои, каждый раз более жесткие требования. Кто-то просил Казань и Астрахань, но все же сговорились на «малой дани» из 60 тысяч рублей золотом (несметная сумма даже по тем временам) и выпустили узника. Возвратился Василий Борисович уже в самом тяжком состоянии. Мало того, что не было света в камере, так и отхожее место оборудовано тут же, кандалы не снимались, кормили впроголодь. Полуослепший, тяжко больной и немощный узник прожил на свободе всего полгода, организм могучего когда-то человека не смог выдержать заточения в глухом каменном мешке.
https://youtu.be/Xa8O1k7DllQ
Немного дальше путешественникам открывается усадьба Фирковича. Это один из известнейших людей, караимский ученый, проживший тут до конца своей жизни. Авраам Самуилович Фиркович считался довольно успешным человеком, чему служит подтверждением отреставрированный дом. Деревянный наборный потолок, два этажа, один (нижний) для хозяйственных нужд, а верхний для жилья, деревянная отделка стен – сегодня можно увидеть, как именно жили караимцы. Во дворе усадьбы есть хозпостройки, обязательный колодец для сбора воды. Интересно, что в усадьбе Фирковича жидкость в колодец поступала из расщелины в карстовой пещере, и колодец был оборудован воротом с ведром. Получается, что даже если бы город осадили, жители не остались бы без воды. Но вскоре и эти источники иссякли, и живительную влагу пришлось доставлять из других мест.
Подходя ближе к зоне, обращенной на восток, можно увидеть оборонительную стену и Биюк-Капу – Большие ворота. Большими они названы потому, что именно через этот вход в город доставлялись припасы, дрова. За воротами в Чуфут-Кале начинался большой рынок. Получается, что Восточная оборонительная стена как бы замыкает город. Длина строения 128 метров, есть угловые башенные строения и центральная надвратная башня. Стена перестраивалась, достраивалась, оснащалась пушечной амбразурой, а северная часть дополнилась бруствером с бойницами. Ворота представляли собой массивную деревянную затвору, всю оплетенную железными полосками.
Очень интересна плита из мрамора, вделанная поверх ворот – изображение рогатины и щита считалось гербом города. Так помечались стада скота, скарб – тамги имелись у всех тюрков, подчинявшихся более старшим или уважаемым родам татарских семейств. И, конечно, тут был ров. Одинарный у северного куска стеновых сооружений и двойной перед всей остальной частью. Одинарный ров достигал глубины в 9 метров, и по дну можно было дойти до долины Ашлама-Дере.
Каньон Чуфут-Кале
Каньон Чуфут-Кале – уникальное место еще и потому, что тут есть Иосфатова долина. Это территория, где по преданиям должен состоятся последний Суд. Названа долина именем расположенной в Иерусалиме не зря, сходство обоих площадей поразительное.
Немного страшновато входить в арку, потому что за нею начинается город мертвецов. Бесконечное количество надгробных камней, испещренное каллиграфией древнееврейских посланий, тропка проходит по территории с запада и выходит на восток, и невозможно уже сегодня определить, сколько именно могил погребены во времени и ушли в землю, заросли лесом. Известно, что раньше тут росли несколько дубов, считавшихся священными (кое-какие дожили до нас), рубить деревья было нельзя и быть может поэтому кладбище получило имя «Балта-тиймез» — «топором касаться нельзя».
https://youtu.be/v-bEJ6h5QLs
Если укрепиться духом, можно рассмотреть надгробия, они весьма разнообразны и многие из них прихотливы. Одно-, двурогие, плиты горизонтально или вертикально расположенные, стелы, обелиски, памятники, кенотафы… тут действительно представлена вся история Чуфут-Кале. Стоит отметить, что захоронение здесь считалось почетным и позднее покойным стали отдавать чуть больше почестей, украшая места упокоения розетками, орнаментами, дорогими камнями и древесиной.
А вот чтобы увидеть самое совершенное строение Чуфут-Кале Осадный колодец, нужно пройти еще немного дальше. Интересна история открытия этого самого колодца. В конце XIX века, осматривая Чуфут-Кале, каньон и другие сооружения, археологи обнаружили невероятную систему подземных сооружений, которая совершенно не могла оказаться в крепости подобного ранга! Памятные записи о системе есть в преданиях, но в саму систему никто не верил, однако открытие подтвердило, что караимцы могли очень долго существовать в осажденном городе, ибо «близ Малых ворот имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».
Когда и кем был создан колодец неизвестно, сведения о нем составляли военную тайну и несомненно, что лишь немногие караимы были посвящены в этот секрет, поэтому так ценны сведения, дошедшие до наших дней.
Поражает монументальность сооружения: вертикально уходящий вниз колодец сечения до 2,2 метров тянется на 27 метров, а уже на глубине 25 метров к нему подходит галерея квадратной формы размерами 2*2 метра, полого поднимающаяся еще на высоту 30 метров! Более того, на всем протяжении этой галереи есть ступени, но еще не расчищен до конца небольшой ход, ведущий немного в сторону от места соединения галереи с колодцем. Есть тут и перпендикулярный колодец, расположенный ниже галереи и представляющий собой просторную шахту с сечением 5 метров, спускающуюся от портала вглубь колодца.
О древности сооружения свидетельствуют не только сталактиты, но и скальные надписи, нанесенные караимским курсивом, арамейским курсивом или же на латыни. Очень интересны и картины на скальных стенах, но о них лучше не рассказывать, а увидеть и вдохнуть аромат древних времен. Тем более, что тут это не представляет труда – все помещение как будто пришло из глубины веков, легенд, где рассказывается об исчезающих войсках, пропадающих под землей героях и засыпающих на века богатырях, потом восстающих с немереной силой и здоровьем.
Как добраться до Чуфут-Кале
1. Из Евпатории на автомобиле по трассе Р25 до Т0104, после г. Саки повернуть и ехать по трассе Т0104/Т0106, а после Табачного повернуть в сторону Бахчисарая и ехать до кольца. Потом по улице Жданова на ул. Скалистую и по указателям.
2. Из Симферополя по трассе на Севастополь и также до Бахчисарая через ул. Жданова и Ленина на Скалистую и по указателям.
3. С Евпаторийского автовокзала идет автобус и маршрутка на Бахчисарай без пересадок. А от ж/д вокзала в Бахчисарае можно уехать на автобусе №2 до остановки Старолесье и пройти полчаса пешком по указателям.
4. Из Симферополя сначала нужно доехать до Бахчисарая на электричке, автобусе и потом так же на автобусе №2 до остановки Старолесье, затем пешком.
Как доехать на машине из Симферополя (карта)
Как доехать на машине из Севастополя (карта)
Как доехать на машине из Евпатории (карта)
Но чтобы осмотреть Бахчисарай и Чуфут-Кале, как добраться знать мало, нужен еще и режим работы.
Пещера работает каждый день с 9.00 до 19.00, а вот касса закрывается в 17.30. Правда, на Южных воротах можно купить билеты до 19.30, на Восточных до 19.00.
Помните, что если группа насчитывает 15 и более человек, то экскурсионное обслуживание бесплатное!
Booking.com